Управленческий консалтинг

Мы получили Ваш запрос и ответим Вам в ближайшее время.

Спасибо! Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время

×
×
Подпишитесь на обновления
×
Публикации

Отраслевая аналитика

Функциональная аналитика

× фото

Глобальное снабжение – риск или выгода для компании?

Июнь, 2016

Глобальное снабжение – риск или выгода для компании?
Менеджеры многих компаний часто испытывают сомнения относительно того, насколько оправданы закупки у международных поставщиков. И на то есть масса причин начиная с неподъемной стоимости сырья и расходов на оплату труда и заканчивая неблагоприятными скачками курса валют и подорожанием топлива.

Тем временем из газетных публикаций не исчезает проблематика управления качеством продукции, ведь в этой сфере компании также испытывают немало сложностей. Покупательский выбор зависит от степени уверенности в качестве товара. Недавно сотрудники одного из информационных агентств провели опрос, касающийся доверия россиян к товарам из Китая. Согласно полученным результатам, около 70% россиян имеют опасения насчет безопасности товаров, ввозимых из КНР. Четверть опрошенных принципиально игнорируют продукты питания, произведенные в Китае. И почти пополам разделились респонденты, «слегка обеспокоенные» и «сильно обеспокоенные» качеством и безопасностью китайских товаров.

Менеджерам предприятий впору начать беспокоиться не только о качестве продукции и репутации компании, но и о том, чтобы происхождение материалов не стало причиной появления ярлыка «Сделано в Китае». Учитывая, что Китай вышел на первую позицию среди стран – поставщиков импортной продукции в России, этот вопрос становится еще более актуальным. С некоторых пор китайские власти ведут политику по улучшению имиджа своей продукции, повышая стандарты качества, но насколько это будет эффективным еще предстоит узнать. Глобальный сорсинг может быть чрезвычайно выгоден предприятию, но никто не отменял связанных с ним рисков.

Преимущества международного снабжения

Себестоимость единицы продукции остается основным аргументом для компаний при планировании закупок. Стремительное развитие средств коммуникации, рост капитала и числа квалифицированных специалистов привело к тому, что вашим поставщиком может стать практически любая компания мира. Эта глобальная конкуренция открывает возможности для существенного снижения затрат, особенно на оплату труда, хотя данный аспект и наиболее критичен для западных стран с более высокой долей затрат на персонал в себестоимости продукции из-за более высоких заработных плат. 

Глобальные закупки осуществляются компаниями и из других соображений:

• Возможность воспользоваться результатами новейших исследований, разработок.

• Применение зарубежными поставщиками современных технологий, развитие потенциала производства.

• Ориентация на местные рынки. Некоторые используют местные возможности, чтобы выйти на региональный рынок. Или же производственные мощности клиентов теперь находятся в другой стране, где они и желают обслуживаться.

• Близость к источникам сырья.

• Высокое качество материалов. Многие предприятия оценивают качество продукции от международных поставщиков гораздо выше, чем отечественной. Это объясняется все той же глобальной конкуренцией.

Global sourcing: важнейшие аспекты

Каким же образом можно получить ожидаемую выгоду и свести к минимуму риски, которые в себе несут международные закупки? Ответив на несколько важных вопросов, менеджеры по закупкам смогут правильно организовать первую операцию по закупке, которая станет основой для оценки жизненного цикла товара. 

1. По каким параметрам операции можно судить о правильности решения относительно международных закупок?

• Каковы условия поставки и оплаты? Совместимы ли условия оплаты с необходимым вам периодом отсрочки платежа? Не нарушают ли условия оплаты структуру оборотного капитала компании-поставщика?

• Прямые расходы: какую сумму составляют расходы на сырье и оплату труда персонала, участвующего в данном процессе?

• Расходы на доставку: какова реальная стоимость товара с учетом расходов на доставку?

Планирование: насколько эффективно организованы информационные потоки, связывающие вашу компанию и поставщика (прогнозы, внесение изменений в заказ, время на выполнение заказа, транспортировку и т.д.)? А потоки, связывающие поставщика с его партнерами? Какие этапы процесса являются слабым звеном?

• Оборотный капитал: приведет ли увеличение запасов продукции к изменениям требуемого объема оборотного капитала?

• Гибкость: способен ли поставщик оперативно реагировать на резкое повышение спроса? Если нет, то чем рискует ваша компания?

• Качество: каким стандартам качества должна отвечать продукция компании? На каком этапе будет рационально организовать контроль качества?

2. От каких макроэкономических и геополитических факторов зависит жизненный цикл программы закупок, и соответственно, ваше окончательное решение?

• Прямые расходы: во сколько предположительно компании будут обходиться сырье, энергоресурсы, оплата труда?

• Аспекты финансовой сферы: каков ожидаемый уровень инфляции, курс обмена валют?

• Геополитическая ситуация: каковы взаимоотношения государства, где находится ваш поставщик, с вашей страной и другими странами, где находятся ваши рынки сбыта? Не планируется ли введение санкций? Введены ли антидемпинговые или компенсационные пошлины как на интересующее вас сырье, так и на ваши товары? Предусмотрены ли какие-либо квоты или введены меры торговой защиты?

• Риски, связанные с цепями поставок: какие перебои могут возникнуть в цепях поставок? Какие чрезвычайные обстоятельства следует предусмотреть (например, погодные катаклизмы, трудовые забастовки, перегруженность портов)?

• Программы содействия развитию торговли: облагается ли ваш товар пошлиной, или же он подпадает под какие-либо соглашения о свободной торговле?

• В юрисдикции каких правительственных структур находится контроль над вашей продукцией? Как там оценивают надежность продукции от ваших международных поставщиков? Возможно, она подвергается дополнительным проверкам или планируется ужесточение требований к документации?

3. Как компания контролирует изменения вышеперечисленных факторов?

• Удается ли вам своевременно фиксировать изменения спроса и менять ожидания?
  
• Как компания может организовать наблюдение за изменениями на рынке сырья, энергетических и трудовых ресурсов? Какой уровень инфляции может быть критическим для компании?

• В какой ситуации скачки курса валют поставят под сомнение рациональность вашей системы глобального сорсинга?

• Какие нормативные акты и судебные разбирательства могут повлиять на ваше решение? 

• Как организовать своевременное обнаружение и устранение проблем с качеством еще до отправки продукции поставщиком?

• Какой должна быть система оповещения о перебоях в цепи поставок и система их урегулирования?

4. Имеет ли компания «запасные» источники снабжения, логистические маршруты и альтернативных провайдеров логистики?

Если нет, ведется ли работа по их поиску?

5. Какова стратегия выхода компании?

Поучитесь приемам управления рисками у биржевых трейдеров или карточных игроков: они, как никто, умеют определять соотношение риска и выгоды. Принимая решение в пользу глобальных закупок, продумайте, чем вы готовы рискнуть, и на каком этапе вам придется от этого отказаться.

Оправдывает ли себя международное снабжение?
Компании следует подойти ко всем этим вопросам со всей серьезностью. В частности, следует определить, какое место отведено международным закупкам в общей стратегии развития предприятия? Постановка правильных вопросов на этапе выбора источника снабжения и в течение операции существенно повысит вероятность получения утвердительного ответа на наш главный вопрос.
Комментарии для сайта Cackle

назад на  Главную назад в   Публикации