Управленческий консалтинг

Мы получили Ваш запрос и ответим Вам в ближайшее время.

Спасибо! Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время

×
×
Подпишитесь на обновления
×
Публикации

Отраслевая аналитика

Функциональная аналитика

× фото

Анализ и аудит системы управления рисками товарных партий

Ноябрь, 2021

Анализ и аудит системы управления рисками товарных партий
Экспертами Группы в рамках научно-исследовательской работы по разработке перспективной модели системы управления рисками (СУР), основанной на технологии автоматизированной оценки уровня риска товарных партий в режиме реального времени, проведен анализ и аудит действующей СУР Федеральной таможенной службы.

В соответствии с действующей моделью СУР применяемая в настоящее время технология выявления рисков на базе общероссийских, зональных, региональных и целевых профилей рисков построена в основном на проверке характеристик товарных партий на полное соответствие совокупности индикаторов, заданных в профилях рисков.

В рамках совершенствования действующей СУР с 2013 года была введена двухуровневая, а с 2017 года трехуровневая система автоматизированного риск-категорирования декларантов. В зависимости от категории уровня риска декларанта (низкий, средний и высокий уровень риска) профилями рисков установлен дифференцированный набор мер по минимизации рисков, различный по составу и частоте применения.

Существует объективная потребность в повышении эффективности процессов контрольной деятельности таможенных органов с использованием СУР за счет использования дополнительных аналитических инструментов, позволяющих с установленной точностью выявлять товарные партии, декларируемые (перемещаемые) с нарушением таможенного законодательства. 

Модель действующих инструментов СУР в виде профилей рисков требует пересмотра. Она не содержит сведений о прогнозируемом и фактическом количестве товарных партий, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков, результаты их применения, отсутствуют механизмы оценки уровня риска товарной партии и возможность расчета величины возможного ущерба при совершении нарушения.

Модернизация действующей модели профилей рисков позволит автоматически проводить следующие последовательные действия в рамках перспективной СУР:

  • идентифицировать товарную партию как содержащую потенциальные риски с помощью набора индикаторов;
  • проводить поэтапную и детализированную проверку характеристик товарной партии по набору параметров, с использованием сведений о товарной партии, информации о результатах контроля предыдущих поставок, а также иных источников информации (например, о деятельности декларанта, данные из ФНС России и иных государственных органов исполнительной власти) на соответствие заданным моделям рисковых ситуаций для определения уровня риска товарной партии и проведения расчета величины возможного ущерба при совершении нарушения;
  • осуществлять автоматизированную поддержку принятия решений при выборе мер по минимизации рисков в зависимости от уровня риска, типа модели рисковой ситуации, а также мер, содержащихся в профиле риска;
  • аккумулировать информацию о применении мер по минимизации рисков и их результатах с целью проведения автоматической оценки действия риска и информировать о необходимости его актуализации или отмены по ряду заданных критериев оценки, например, путем сравнения количества прогнозируемых товарных партий и количества товарных партий, в отношении которых фактически применялся профиль риска.

Введение в эксплуатацию модели профилей рисков позволит:

  • сохранить информацию и имеющийся опыт применения текущей модели СУР в полном объеме;
  • осуществить плавный переход от действующей модели СУР путем поэтапного введения моделей рисковых ситуаций и модернизации действующих профилей рисков;
  • создать систему учета результатов применения мер по минимизации рисков, позволяющую получать максимально актуальную информацию в режиме реального времени.

Система мониторинга совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в режиме реального времени должна стать неотъемлемой частью перспективной модели СУР. Анализ, оценка и выявление товарных партий высокого уровня риска, как охваченных профилями рисков, так и не попавших под их действие, должна позволить максимально быстро и эффективно разрабатывать новые, а также дополнять и актуализировать действующие профили рисков, вносить изменения в модели рисковых ситуаций и параметры оценки уровня рисков. 

Для реализации указанных задач предусматривается взаимозависимое использование двух подходов, один из которых базируется на моделировании рисковой ситуации исходя из ее характерных признаков, а другой – на формализации последовательности действий и проверок, осуществляемых должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного контроля.

Дальнейшее совершенствование системы оперативного мониторинга, основанной на технологии автоматизированной оценки уровня риска товарных партий, подразумевает поэтапное снижение доли экспертных решений при выборе объектов и форм таможенного контроля.

Реализация высокоэффективной системы оперативного мониторинга совершения таможенных операций, работающей в режиме реального времени, должна основываться на методах искусственного интеллекта, использующих всю совокупность имеющейся в распоряжении таможенных органов информации. Целью такого анализа должна стать оценка вероятности возможных нарушений законодательства в отношении каждой декларируемой товарной партии и обязательного применения инструментов СУР только к тем из них, для которых установлен высокий уровень риска.

Для решения данных задач экспертами Группы был проведен:

1. Анализ и аудит по следующим направлениям действующей СУР:

1.1. Соответствие нормативной базы, классификаторов, понятийного аппарата, целей и задач СУР международным и национальным стандартам;

1.2. Порядок управления и оценки таможенных рисков, включающий в себя все этапы замкнутого цикла процесса управления таможенными рисками;

1.3. Действующие профили рисков, их индикаторы и меры по минимизации;

1.4. Эффективность и порядок оценки деятельности таможенных органов при применении СУР;

1.5. Организационно-штатная структура подразделений таможенных органов, осуществляющих администрирование СУР, в том числе оперативный мониторинг совершения таможенных операций, глубина их интеграции и схемы взаимодействия с другими подразделениями таможенных органов и иных органов государственной исполнительной власти;

1.6. Действующие управленческие процессы и таможенные операции при осуществлении таможенного контроля с применением СУР;

1.7. Текущие информационно-технические ресурсы таможенных органов.

2. Исследование таможенных технологических операций с целью установления степени их тождественности, достаточности для описания всех управленческих процессов и таможенных операций, а также возможных вариантов порядка их совершения с учетом действующих норм права ЕАЭС и таможенного законодательства Российской Федерации.

Комментарии для сайта Cackle

назад на  Главную назад в   Публикации